Эффективное управление
Создание благоприятной бизнес-среды
Полноценное, эффективное развитие сектора водоснабжения и водоотведения в России невозможно без привлечения частного бизнеса и частных инвестиций к управлению системами коммунальной инфраструктуры, их реконструкции и модернизации. Достижение этой цели возможно только на основе ясных и четко прописанных в законодательстве приоритетов и принципов государственной политики в секторе водоснабжения и водоотведения.
Для повышения инвестиционной привлекательности сектора водоснабжения и водоотведения частным инвесторам должны быть даны четкие и недвусмысленные гарантии возврата вложенных инвестиций. При этом доход, который инвесторы будут получать на вложенные собственные и привлеченные средства, должен быть сопоставим с рисками, которые они несут, осуществляя инвестиции в монопольную деятельность по водоснабжению и водоотведению.
Создание нормативно-правовой базы
Одним из основных правовых методов обеспечения населения чистой водой является установление требований безопасности к воде, влияющих на ее качество к технологическим системам и производственным процессам. Установление таких требований, способов и форм контроля за их соблюдением является предметом законодательства о техническом регулировании – технических регламентов.
Комплексное совершенствование нормативной правовой и технической базы в сфере водоснабжения и водоотведения необходимо осуществлять на основе анализа и гармонизации международной и российской нормативной правовой баз, а также анализа норм в смежных отраслях промышленности. К основным программным мероприятиям по созданию и совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в области улучшения качества водообеспечения населения Российской Федерации можно отнести:
- подготовку проектов технических регламентов, включая: «О требованиях к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки», «О безопасности водоотведения» и «Технический регламент «О безопасности воды и водоснабжения»;
- подготовку федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод». Данный законопроект должен стать системообразующим нормативным правовым актом, в котором найдут отражение следующие вопросы:
- разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере;
- система договорных отношений в секторе водоснабжения и водоотведения; основы технического регулирования (регулирования качества воды);
- формы и механизмы государственной финансовой поддержки обеспечения населения чистой водой, в том числе путем реализации соответствующей государственной программы;
- порядок обеспечения населения чистой водой в чрезвычайных ситуациях и получения потребителями необходимой информации о безопасности и качестве воды;
- совершенствование экологического регулирования. Требования, предъявляемые к качеству воды и качеству сточных вод, должны быть реалистичны и учитывать текущее состояние систем водоснабжения и водоотведения. Излишне строгое регулирование приводит к массовому нарушению законодательства и злоупотреблениям, не создавая правильных стимулов по повышению качества. Экологические и технические требования должны быть установлены с учетом экономической обоснованности. Также необходимо учитывать особенности региона в силу значительных различий по водности, доступности чистой воды из поверхностных и подземных источников, для чего могут применяться дифференцированные по регионам показатели.
В настоящее время в связи с активным использованием бытовой химии и химических реагентов в дорожном хозяйстве значительно усложнилась проблема очистки ливневых и бытовых стоков. При этом вопрос оплаты расходов на очистку указанных видов не достаточно урегулирован. Необходимо создание стимулов для населения и промышленности по снижению использования химических препаратов, в частности, с использованием налоговой политики и образовательных программ.
Развитие инновационного отечественного производства
Достижение цели государственной программы по обеспечению населения чистотой питьевой водой невозможно без построения высокотехнологичной отечественной производственной базы в секторе водоснабжения и водоотведения.
Модернизация сектора водоснабжения и водоотведения на основе устаревших технологий не позволит обеспечить необходимый уровень эффективности. Применение импортного оборудования и материалов обеспечивает технологическую эффективность, но приводит к значительному удорожанию услуг водоснабжения и водоотведения.
В условиях значительного спроса на новое оборудование для сектора водоснабжения и водоотведения отечественное производство инновационного оборудования и материалов должно развиваться опережающими темпами.
Развитие отечественного производства будет осуществляться на основе решения следующих задач:
- создание механизмов отбора передовых технологий и готовых к применению технологических решений в области водоподготовки, водоочистки и водоотведения;
- стимулирование создания новых отечественных производств с использованием современных технологий, в том числе, с привлечением иностранных партнеров;
- развитие рынка технологий и услуг в области водоснабжения и водоотведения;
- стимулирование спроса на инновационную отечественную продукцию в секторе водоснабжения и водоотведения.
Рынок оборудования в сфере водоснабжения и водоотведения является конкурентным, поэтому решение указанных задач должно быть осуществлено посредством создания Институтов по стимулированию закупок современного высокотехнологичного отечественного оборудования.
Комментарии (1)
ИКМО Нижнечершилинское сельское поселение хочет участвовать в проекте Чистая вода . вопрос - до какого времени сроки участия; - мы как жители Республики Татарстан можем ли участвовать в данном проекте. Благодарим заранее за ответ.. с ув.Нурия Яхиаевна.