Вы здесь: О программе Регулирование тарифов

Регулирование тарифов

Основополагающим элементом системы государственных гарантий является система государственного регулирования тарифов. Действующая система тарифного регулирования, основанная на применении при установлении тарифов метода экономически обоснованных затрат, требует реформирования, которое должно осуществляться в двух направлениях:

1. Переход к установлению долгосрочных тарифов

При установлении тарифов на один год организации, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение, не заинтересованы в снижении издержек и повышении качества услуг. Организации получают выгоду от увеличения эффективности только в течение года, после чего тарифы пересматриваются с учетом достигнутых показателей.

Изменению ситуации будет способствовать переход на новую систему тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, основанного на применении метода доходности инвестированного капитала (RAB-регулирования). В соответствии с этим методом тарифы устанавливаются на срок от трех до пяти лет.

В методологии RAB тариф формируется из трех составляющих:

  • доход на инвестированный капитал, сопоставимый с доходом в других отраслях со схожими рисками;
  • возврат капитала, осуществляемый в течение 10 – 20 лет;
  • операционные расходы, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования и индексируемых с учетом роста цен в экономике.

Если ранее организация осуществляла инвестиции в пределах средств, заложенных в тариф, то в RAB использован принцип ипотеки: расходы осуществляются в текущий момент в необходимом объеме, в тарифе эти инвестиции рассматриваются как кредит потребителю, который погашается за 10 - 20 лет и по которому начисляются проценты. При этом стоимость средств, привлекаемых регулируемой организацией, ниже, чем стоимость кредита для потребителя.

Вместе с тем при переходе на RAB компания должна нести ответственность за реализацию инвестиционной программы, обязательства по сокращению операционных расходов и потерь, росту надежности и качества услуг.

Важным условием для применения метода доходности инвестированного капитала является макроэкономическая стабильность, стабильность правил регулирования, последовательность и качество политики регулирующих органов. Постепенный переход на новую систему тарифного регулирования в секторе водоснабжения и водоотведения предполагается начать с 2010 года.

2. Применение концессионных соглашений

Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств. Процесс перехода от договоров долгосрочной аренды к заключению концессионных соглашений требует изменения законодательства о концессионных соглашениях и законодательства об основах формирования тарифов организаций коммунального комплекса.

В законодательстве о концессионных соглашениях требуется:

  • предусмотреть возможность передачи в концессию имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения (МУП);
  • предусмотреть возможность заключения концессионного соглашения с несколькими концедентами;
  • предусмотреть возможность передачи кредитору в залог прав по концессионному соглашению;
  • уточнить ответственность концедента по исполнению условий концессионного соглашения;
  • определить порядок трансформации ранее заключенных договоров долгосрочной аренды в концессионные соглашения;
  • усовершенствовать типовые концессионные соглашения, применяющиеся в секторе водоснабжения и водоотведения.

В законодательстве об основах формирования тарифов организаций коммунального комплекса требуется установить полномочия регулирующих органов и порядок регулирования тарифов в случае заключения концессионного соглашения.

Комментарии (1)

  • Екатерина
    29 Декабря 2014 в 18:18

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, к нам на днях приходили,как они представились, сотрудниками какого гидронадзора, показали удостоверения, и сказали,что программа вступает в силу в 2012 году и необходимо в каждую квартиру установить станцию по очистке питьевой воды за 11 000 рублей, а трем льготникам за 6600,так как им выделили деньги из федерального бюджета. Нужно ли обязательно устанавливать такие дорогостоящие установки?

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.